О бережном обращении с детскими «проблемами»

0107088fafa228d235313240daa9b9dcМне нелегко слушать родителей, сокрушающихся о том, что их ребенок проблемный, непослушный, агрессивный, тревожный, застенчивый, конфликтный и пр. А еще сложнее, когда родители всерьез полагают, что их ребенок делает это «специально» или «назло».

Не всегда нам, взрослым, легко принять тот факт, что большинство симптомов детских проблем, с которыми нам приходится сталкиваться – это проекция дисгармонии внутри нашей семьи. Непросто признаться, что ответственность за формирующуюся личность, ее ценности, установки и способы взаимодействия с миром велика, а знаний и опыта не хватает. Сложно быть честным перед собой и другими в том, что не можешь выдержать переживаний ребенка, помочь ему прожить сложные моменты, не справляешься, устал…

Да, быть родителями сложно. Но представьте, каково ребенку быть рядом с родителем, находящимся в нересурсном состоянии и неспособным попросить о помощи? Когда тот, на чью поддержку и защиту он надеялся, сам нуждается в этом. И что тогда остается детям? Они ищут выход самостоятельно, но найденный способ порой вызывает еще большее отчаяние и гнев родителей. Ведь это может быть энурез, тики, страхи, нарушение внимания и пр. Или, например, мастурбация, которая, как правило, вызывает сильную реакцию родителей.

А ведь с точки зрения ребенка, все, что он делает – это пытается самостоятельнокомпенсировать дискомфорт приятными ощущениями. При этом он и не догадывается, какое отношение этот процесс имеет к сексуальной сфере и почему взрослым его действия не нравятся. Просто познавая свое тело, он когда-то ощутил, что прикосновения к половым органам приятны, и воспользовался этим.

О том, как реагировать родителям в такой деликатной ситуации, очень здорово написано в книге Рут Ламперт «Гештальт-терапия с детьми, взрослыми и семьями». Я была просто поражена тем, сколько честности, уважения, принятия, любви и бережности в словах Рут, адресованных ее маленькому клиенту. Впрочем, читайте сами:

«…вот история об одном четырехлетнем мальчике, который пострадал от сексуального насилия со стороны приходящей няни. По словам матери, он занимался мастурбацией много, открыто и часто в очень несоответствующее для этого время. Этот вид поведения, в менее серьезной форме, закономерно распространен у четырехлетних, и обычно эффективно просто объяснить ребенку, где и когда можно заняться мастурбацией. Однако в данном случае ребенок остро нуждался в дополнительном подтверждении права на свои чувства.

В качестве элемента общего лечения на одной из сессий был задействован такой гипнотерапевтический «текст»:

«… это не очень весело, когда взрослые временами не могут понять ребенка…, зато какой они могут поднять шум, начать суетиться и беспокоиться, если увидят, как маленький мальчик играет со своим пенисом… хорошо, может быть они не догадываются о том, что это значит.., что нужно этому маленькому ребенку… уверена, что хорошему ребенку… иногда он должен сделать кое-что, чтобы чувствовать себя лучше… иногда, это игра со своим пенисом, в которую играют все маленькие мальчики… и даже взрослые юноши… и уже выросшие мужчины… и большинство из них знают, как делать так, чтобы это никому не причиняло боль или беспокойство… и мамы и папы могут действительно помочь маленькому ребенку обучиться этому… Я знаю, что вокруг тебя есть люди, которые помогают тебе излечить твою рану… и ты также хорош в том, чтобы находить людей, которые могут помочь тебе…, и просто, и легко любить тебя, неудивительно, что есть много людей, для которых действительно легко любить тебя, а не только притворятся…, и разве не здорово, что ты можешь найти очень много самых разных способов помочь себе излечить свою рану».

Этому мальчику повезло в этом, что его родители оказались в состоянии искать и использовать способы поощрения их сына, чтобы он смог ограничить занятия мастурбацией определенным временем и местом. Вместо того, чтобы ограничивать поведение в спальне мальчика или в ванной, они сообщили ему, что это нормально; они поняли, насколько сильными были его чувства. Когда какая-нибудь компания приезжала в дом, или же он находился в публичном месте, они напоминали ему, обнимая, что он должен подождать. Поскольку целебный процесс прогрессировал, его насущная необходимость в самокомфорте уменьшилась.

Важной частью гипнотерапевтического подхода здесь являлось послание, что большинство взрослых, в его жизни, заботилось о нем и любило его, признавая при этом, что один из них причинил боль ему».

Согласитесь, не обязательно быть гипнотерапевтом, можно быть просто достаточно хорошим родителем, чтобы сказать ребенку подобные слова.

Впрочем, если вам сложно их подобрать, буду рада вам помочь найти подходящие.

 

Анастасия Третьяк-Тихонович, психолог, гештальт-терапевт,

записаться на личную консультацию в Минске можно по тел.: +375447996577, +375295052016

по skype: nastiat-t

One thought on “О бережном обращении с детскими «проблемами»

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>